Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 2 р.п. Решетиха Володарского района Нижегородской  области

  "Ученье свет, а неученье - тьма"
Суворов Александр Васильевич

Воспитать человека

Воспитательная программа


"Воспитать человека"

 

Разработчик:  Курзаева М.Е.

 

 

 Пояснительная записка

    Изменившееся социально-экономическое положение в стране требует от ребенка, подростка, юного человека быстрой адаптации к новым условиям существования. Встает проблема: как в условиях жестокой рыночной конкуренции, смещения ценностного вектора от высоких идеалов к идеалам материального достатка, сохранить лучшие нравственные качества подрастающего человека.
     Разумеется, школе не изменить социальной ситуации. Безусловно, она не может даже смягчить жестокую формирующую среду, в которой совершается становление личности. Помочь взрослеющему человеку быть субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, на разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей - цель воспитательной работы нашей школы.
Следовательно, встает задача создать ребенку условия для свободного выбора форм, способов самореализации на основе присвоения общечеловеческих ценностей. А для этого необходимо способствовать тому, чтобы воспитывающая среда была как можно более разнообразной, вариативной. Мы старались создать программу, которая должна помочь ребенку строить свою жизнь и после окончания школы.

 

Информационная карта

                                                                                 
        На воспитательную ситуацию в школе большое влияние оказывает её расположение в центре посёлка, вблизи от учреждений культуры и спорта: ДК им.Луначарского, художественная школа, музыкальная школа, библиотеки, музей ОАО «Сетка», спортшкола «Авангард».    
     Необходимо учесть и негативное влияние социума:
- безработное население, в том числе молодежь;
- незначительное количество родителей, имеющих высшее образование;
- неудовлетворительные  жилищно-бытовые условия проживания учащихся: коммунальные квартиры,  квартиры с частичными удобствами.

 
Педагоги, курирующие вопросы воспитания

1. Сипратова Е.Н .- заместитель директора по воспитательной работе (программа воспитания школы, программа «Подросток», программа «Здоровье»)
2.  Билетнов А.И. - учитель физкультуры (спортивно-оздоровительная работа);
4.  Васькевич Т.В.- организатор- преподаватель ОБЖ (военно-патриотическое воспитание);
5.  Васильева А.К.- заместитель директора по УВР (программа «Одарённые дети»);
6.  Щетникова О.П.- педагог- психолог (программа «Детство без жестокости и насилия»);
7.  Гусева С.А.- социальный педагог (программа «Семья», программа «Работа с трудными учащимися», социальная защита учащихся).

Материально- техническая база

Школа имеет определенную материально-техническую базу:
·   спортзал
·   актовый зал
·   аудиоаппаратура
·   библиотека
·   компьютерный класс

Социальные связи

Социальными партнерами школы являются:
·   ДК им. Луначарского
·   Детская библиотека
·   Музыкальная школа
·   Художественная школа
·   Музей ОАО «Сетка»
·   Спортшкола «Авангард»
·   МОУ нош № 51
·   Дом детства
·   Дом детского творчества
·   Центр социальной реабилитации подростков
·   ГИБДД
·   Инспекция ОППН

Цели и задачи

Цель:
·  Формирование здоровой, социально активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру.
Задачи:
1.Усовершенствовать содержание воспитания, ориентируясь на общечеловеческие гуманистические ценности и идеалы, индивидуальные интересы и реальные возможности школьников.
2.Содействовать формированию  сознательного отношения ребенка к своему здоровью, как естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития.
3.Объединить усилия школы и семьи по воспитанию учащихся путем включения родителей в педпроцесс и управление им.
4. Развивать систему школьного самоуправления.
5. Разработать модель выпускника школы.
6. Воспитать гармонически развитую личность.

Концептуальные основы программы

 

   Реализация цели воспитания школьников возможна при выполнении следующих условий:

·  обеспечение заинтересованности родителей в творческой организации интересной внеурочной деятельности;
·  деятельности их детей, использование в работе их опыта и помощи;
·  развитие сотрудничества между младшими и старшими школьниками, между школьниками и учителями, между педагогами и родителями учеников.

         Организация воспитывающей деятельности базируется на следующих принципах:

-личностный подход в воспитании:признание личности развивающегося высшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка; признание их социальных прав и свобод; ориентация на личность воспитуемого как цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания; отношение к воспитаннику как к субъекту собственного развития;
-гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе,ведь только уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой;
-средовой подход в воспитательной деятельности,т.е. использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка;
-дифференцированный подход в воспитании детей,в основе которого лежит отбор содержания, форм и методов воспитательной работы с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса;
-природосообразность воспитания,которая предполагает обязательный учет половозрастных особенностей учащихся;
-культуросообразность воспитания, т.е. опора в воспитательном процессе на национальные традиции народа, его культуру;
-эстетизация среды жизнедеятельности и развития ученика.
         На новый период развития школы педагогический коллектив считает важным для себя следующие идей:
         Идея развития. Основной смысл педагогического процесса – развитие ученика, его творческой индивидуальности в учебно-воспитательном процессе и на дополнительных образовательных маршрутах. Идея развития подразумевает и развивает личности педагогов, а также развитие педагогической системы школы в целом.
         Идея творчества. Творчество рассматривается как универсальный механизм развития личности, обеспечивающий ее вхождение в мир культуры и освоение способа существования в современном мире. Для реализации этой идеи создается атмосфера, стимулирующая всех субъектов образовательного процесса к творчеству. Творчество пронизывает всю их жизнедеятельность.
         Идея сотрудничества основана на партнерских отношениях субъектов воспитательной системы. Совместное бытие детей и взрослых обеспечивает творческую позицию каждого на всех этапах коллективной жизнедеятельности: от выдвижения цели до оценки результатов.
         Идея выбора и ответственности. Эта идея реализуется в предоставлении ученику и учителю возможности выбора образовательных маршрутов (на уровне содержания, методики, темпа, сложности, партнера и т.д.) для удовлетворения интересов, развития способностей, творческой самореализации. И воспитанники, и педагоги свободны и ответственны в актах самоосуществления и «строительства» собственной личности.
          Идея открытости. Школа открыта для широких социальных связей: с творческой интеллигенцией, представителями науки, политики, различными творческими объединениями. Идея открытости образования заключается и в том, что не ребенок адаптируется к имеющимся условиям, а условия проектируются с адаптацией на особенности ребенка.
         При построении воспитательной программы моделируются и создаются условия для самореализации и самоутверждении личности учащегося, учителя, родителя, что, несомненно, способствует их творческому самовыражению и росту, проявлению неповторимой индивидуальности, гуманизации деловых и межличностных отношений в коллективе.

Моделирование  личности  выпускников  школы

 Школа 2-й ступени
 Ценностный потенциал:
1.             Восприятие ценностей семьи в своей жизни.
2.             Восприятие ценности достоинства человека.
3.             Уважение к женщине, ребенку, старшему поколению.
4.             Уважение к своей Родине.
5.             Тактичность.
6.             Трудолюбие.
7.             Чуткость.
8.             Реализм.
Школа 3-й ступени
Ценностный потенциал:

1.           Знание своих «корней».
2.             Уважительное отношение к старшим.
3.             Уважительное отношение к себе и ко всем окружающим людям.
4.             Умение жить настоящей полноценной жизнью, вести достойный образ жизни.
5.             Умение понимать других людей и готов помочь любому человеку, если он в этом нуждается.
6.             Готовность к деятельному состраданию и сочувствию к страданиям других.
7.             Умение быть гуманным ко всему живому.
8.             Умение быть культурным и нести культуру людям, стремится к знаниям.
9.             Умение отвечать за свои поступки и слова.
10.Умение отвечать за то, что происходит вокруг,  умение быть неравнодушным.
11.Умение сказать «нет» боли, угрозе жизни, унижению достоинства, физическим и нравственным страданиям, всем людским порокам, варварству и вандализму, любым формам насилия.
12.Уважительное отношение к культурным ценностям, умение воспринимать положительный опыт, накопленный человечеством.
13.Умение сохранять чувство собственного достоинства в любой ситуации, способность к переосмыслению своего поведения, обдуманному совершению поступков.
14.Соблюдаение правил и норм человеческого сосуществования.
15.Умение жить в гармонии с окружающим миром.
16.Умение вершить «чудеса» своими руками, а не ждать чуда со стороны     .

Нормативно-правовая база

 
1. Федеральный Закон «Об образовании».
2. Конституция РФ.
3. Конвенция ООН о правах ребенка.
4. Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка   в РФ».
5. Федеральная программа «Развития образования».              
6. Концепция модернизации Российского образования

 

Механизм реализации программы

 

Этапы Мероприятия
1.Подготовительный  
Сентябрь  – февраль

 Цель – выявить позитивный опыт воспитания в школе, определить приоритетные направления его развития.
1. Провести  МО классных руководителей.
2. Диагностировать уровень воспитанности школьников.
3. Создать вариативное детское объединение.
 

2. Проектно-мобилизационный

 Март -август

 Цель – разработать воспитательную программу, подготовить условия для организации опытно – экспериментальной работы по теме «Воспитательная работа школы».

1. Разработать программу воспитательной работы школы.

2. Моделирование структуры управления воспитательной системы школы.

3. Разработать модель идеала выпускника и утвердить на МО классных руководителей.

4. Определить путь формирования гуманистической позиции учителя  (МО).

3. Преобразовательный

 Сентябрь - май 

  Цель – реализация программы деятельности, внесение коррективы в концептуальные положения.

1. Обеспечить развитие школьного самоуправления.
2. Создать условия обеспечения возможностей для самореализации учащихся в стенах школы:
·                    организовать работу кружков и секций  в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями учащихся;
·                    обеспечить условия для реализации творческих способностей и возможностей школьников с целью их самоактуализации на уроке и во внеурочное время.
3. Разработать вариативные программы воспитательной работы по классам.
4. Провести школьный мониторинг по проблеме «Обеспечение воспитания школьников на основе новой воспитательной программы «Воспитать человека …».

5. Организовать комплексное изучение личности школьника (по ступеням обучения), сопоставить его развитие, его ценностные ориентиры с моделью идеала выпускника.

4. Рефлексивно-обощающий

Сентябрь  – Май     Цель – обобщить позитивный опыт реализации воспитательной программы «Воспитать человека …

1. Провести школьную педагогическую конференцию «Осуществление на практике воспитательной программы: опыт, проблемы, перспективы».

2. Выявить уровень влияния воспитательной среды школы на уровень воспитанности  школьников.

3. Анализ и коррекция воспитательных программ по классам, внесение корректив в воспитательную программу школы.

4. Определение эффективности управления инновационной деятельностью в школе.

5. Выявление и оценка реальных результатов.

 

 

 

Основные направления программы

С позиции современных экономических, политических и социальных культурных условий нашей страны  определяются основные направления воспитательной программы:
-гражданско-патриотическое
- здорового образа жизни
- нравственно-правовое
- художественно-эстетическое
  - трудового и профессионального самоопределения
- семейное

Основные блоки программы.

Работа программы осуществляется по трем блокам, объединенных возрастом, содержание которых усложняется по мере взросления учеников. Это следующие блоки:
-«Культура и семья» (5-7 классы)
-«Культура и труд»  (8-9 классы)
-«Культура и общество» (10-11 классы)

Формирование умений в каждом блоке:

1.                    «Культура и семья» 5-7 классы
-уметь заботится о здоровье своих близких
-уметь рассказать о своей семье
-уметь планировать семейный бюджет
-уметь поддерживать добрые, уважительные отношения в семье
-уметь уважать историю Родины, ее традиции
2.                    «Культура и труд» 8-9 классы
-уметь выбрать свой вид деятельности
-уметь определять свои профессиональные склонности, интересы, готовиться к выбору профессии
-уметь организовать свой труд
-уметь уважать труд другого человека
-уметь быть бережным и щедрым
-уметь реализовывать себя в избранных видах деятельности
3.                    «Культура и общество» 10-11 классы
-уметь осмысливать и анализировать происходящие события
-уметь культурно воспринимать, воспроизводить, передавать информацию
-уметь принимать окружающий мир
-уметь воспитывать в себе разумные потребности
-уметь выбирать свою позицию по отношению к окружающей действительности, достойно использовать характеристики человеческой жизни (счастье, совесть, долг, свобода)

Содержание, формы и методы работы с родителями

I. Повышение психолого-педагогических знаний родителей:

  1.  Психолого-педагогический лекторий:

 

  1. психолого-педагогические проблемы адаптации ребенка к школе (5,11 кл)
  2. трудности подросткового возраста (6-8-й классы);
  3. ориентация на выбор профессии (9-е классы);
  4. нравственные ценности старшеклассников (10-11-е классы).    

    2.Конференция.

  1. Открытые уроки и внеклассные мероприятия.
  2. Индивидуальные тематические консультации.
  3. ворческие группы, группы по интересам.

II. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс:
1.  Родительские собрания.
2.  Родительские дни в школе.
3.  Совместные творческие дела.
4.  Помощь в укреплении материально-технической базы.
5.  Социологические опросы.
III. Участие родителей в управлении школой:
1.  Совет школы.
2.  Конференция школы.
3.  Классные родительские комитет.

Традиции школы

 

                 1. День Знаний                                                    сентябрь
                 2. День Учителя                                                 октябрь
                 3. Посвящение в пятиклассники                    октябрь
                 4. День Матери                                                   ноябрь
                 5. Новый год                                                       декабрь
                7. Фестиваль солдатской песни                       февраль
                 8. 8 Марта                                                            март
                 9. День здоровья                                                 апрель
                10. Вахта памяти                                                 май
                12. Последний звонок                                         май
                14. Выпускной вечер                                          июнь

 

Ожидаемый   результат  

 

Критерии  эффективности  воспитательной  программы

Критерии Методика
1.Защищенность и комфортность учащихся школы. А.А.Андреев «Изучение удовлетворенности уч-ся школьной жизнью»
2.Уровень воспитанности учащихся. Н.Е.Щуркова
3.Уровень сформированности классного коллектива. Р.С.Немов «Социально-психологическая самоаттестация коллектива»
4.Уровень правонарушений, совершенных учащимися школы. Мониторинг
5.Удовлетворенность родителей и педагогов жизнедеятельностью
школы.
Методика Е.Н.Степанова
6.Активность участников воспитательного процесса в общественной жизни школы. Анкетирование, мониторинг.

 

Контакты 

Телефон
8(83136)4-74-84
E-mail
volschool42@mail.ru

Адрес 

Юридический адрес:
Нижегородская область
Володарский район
п.Решетиха пр. Кирова д. 3А