МБОУ СШ № 2
Володарский район Нижегородской области
|
|
---|
МБОУ СШ № 2











17
августа
2021
|
- Категория: Советы психолога
- Просмотров: 1225
Памятка для родителей по оказанию психологической помощи детям и подросткам в кризисном состоянии
Советы психолога по подготовке к ГИА --- смотреть
Психологические аспекты подготовки к ГИА и ЕГЭ --- смотреть
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Советы выпускникам
Экзамены - лишь одно из жизненных испытаний, многих из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение.
При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки.
Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные.
Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.
Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.
Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать выпускные экзамены в любой форме. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.
Некоторые полезные приемы
Перед началом работы нужно сосредоточиться – расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.
Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время.
Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.
Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай. А о полноценном питании можно прочитать в разделе «Советы родителям».
Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.
Рекомендации по заучиванию материала
Главное – распределение повторений во времени. Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.
Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.
Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.
Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.
_______________________________________________________________________________________________________
Рекомендации по сдаче экзаменов
Экзамен – последний шанс выучить
хоть что-то…
Уже скоро начнётся самое сложное время - экзамены. Как лучше к ним подготовиться? Что делать если ты завис во время ответа? Иногда проще заучивать вопросы не в том порядке, как они следуют по билетам, а выборочно, пропуская вперёд то, что сложнее всего идёт. Выучите сразу трудное и вы увидите, как вам резко полегчает. Остальное пойдёт как по маслу.
- Проще понять материал, если вы по нему составили план или схемку. Это поможет выделить главные мысли как костяк будущего ответа. И на экзамене не выходите отвечать с чистым листком, даже если уверены на 100 % уверены в успехе. Составленный заранее тезисный планчик демонстрируйте преподавателю, что вы мыслите логично.
- Потренируйтесь отвечать на наиболее трудные билеты – например, расскажите их маме или другу. Не нашлось желающих? Доверьтесь зеркалу и магнитофону. Обратите внимание на свою позу, жесты, выражение лица, интонацию. Ответ воспринимается экзаменатором лучше, если вы говорите уверенным голосом и при этом держите спину прямо.
- Обязательно чередуйте работу и отдых – 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв.
Если случилось непредвиденное.
- Вы на полуслове забыли, о чём надо говорить. Не паникуйте. Повторите последнюю фразу и за это время вспомните, о чём вы собирались говорить дальше. И потом шуруйте себе вперёд. Если вспомнить не удалось – переходите к следующему пункту. Потом, когда озарит, вернётесь к недосказанному. Но не говорите: «Да, я ещё забыл сказать о …».
- Экзаменатор прерывает вас, требует уточнения. Не думайте, что он решил вас завалить, сконцентрируйтесь на ответе. Не показывайте, что разозлились, держитесь с достоинством.
- Вы оговорились, и все стали смеяться. Не переживайте. Проявите чувство юмора и тоже посмейтесь. Вы ошиблись. Ну и что? Если вы знаете, как исправить эту ошибку, сделайте это. Если вам укажут на «прокол» – поблагодарите и согласитесь, что были не правы.
Памятка для учащихся по подготовке к экзаменам.
"Что делать если глаза устали?
В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если глаза устали, значит устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Важно сделать так, чтобы глаза отдохнули. Итак, выполни эти упражнения:
1.Посмостри попеременно вверх - вниз (15 сек.), влево - направо (15 сек.).
2.Нарисуй глазами свое имя фамилию, отчество.
3.Попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 сек.), потом на листе бумаги перед собой (20 сек.).
4.Нарисуй квадрат, треугольник (сначала по часовой стрелке у затем против).
Как психологически подготовиться к экзамену?
Для того чтобы в кризисной ситуации не терять головы, необходимо при подготовке к ней не ставить перед собой сверхзадач для достижения сверхцелей. Но стоит дожидаться, пока ситуация станет катастрофической. Готовиться к ней лучше в состоянии относительного покоя. Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям. Если очень трудно собраться с силами и с мыслями - начни с самого легкого!
И еще не забудь, что перед экзаменом не следует слишком много есть.
Научись выполнять несколько простых упражнений, которые позволят тебе снять внутреннее напряжение, расслабиться и даже слегка улучшить настроение. Взяв билет (или перед началом письменный работы), сядь удобно, выпрями спину. Сосредоточься на словах «Я спокоен». Повтори их не спеша, несколько раз. Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение.
Мысленно повтори 5-6 раз: «Левая рука тяжелая». Затем повтори: «Я спокоен».
В завершении сожми кисти в кулак, сделай глубокий вдох и выдох. Затем все сначала, «тяжелеть» должны ноги.
Дыхательные упражнения так же помогают снять напряжение, попробуй освоить несколько несложных приемов:
1.Сядь удобно
1 фаза (4-6 сек.) - глубокий вдох через нос;
2 фаза (2-3 сек.): задержка дыхания;
3 фаза (4~6 сек.): медленный, плавный выдох через нос;
4 фаза (2-3 сек.): задержка дыхания, Упражнение выполнять в течении 2-3 минут.
И еще не забудь, что перед экзаменом нужно обязательно хорошо выспаться.
Что делать, если…
-... вы уже почти закончили отвечать, и вспомнили, о чем хотели сказать. Ничего страшного. Завершите то, о чем говорили, а затем скажите то, что пропустили.
- Не говорите: "Да, я забыл о ..."
- Говорите: "Я хотел бы добавить..."
- "Кроме того, надо сказать, что... "
-... вас не слушают. Не воспринимайте это как личное оскорбление. Продолжайте ответ, как если бы вы этого не заметили.
-... вы оговорились и все стали смеяться. Не переживайте. Посмейтесь вместе со всеми. Если оговорку ни кто не заметил, продолжайте говорить дальше, как будто ничего не произошло.
-... вам поставили отметку ниже той, на которую вы рассчитывали. Не вступайте в спор, не доказывайте. Учтите свои ошибки во время вступительных экзаменов.
Режим сна и питания.
1. Лучшему запоминанию способствует морковь. Перед тем, как начать что-то учить, можно съесть тарелочку тертой моркови с растительным маслом.
2. От переутомления и психической усталости 1/2 луковицы в день.
3. Орехи укрепляют нервы.
4. Лимон освежает знания.
5. Не есть много сахара.
6. Перед экзаменом - запеченная рыба и чашка кофе с шоколадкой.
7. Намечать сон на 1 час (полезен сон днем).
8. При заучивании делать перерывы каждые 60 - 90 минут.
9. В период подготовки увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули.
1) Посмотреть попеременно вверх - вниз (15 сек.), влево - вправо (15 сек.)
2) Нарисуй глазами свое имя, отчество, фамилию.
3) Попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 сек.), потом на листе бумаги перед собой (20 сек…).
Зарядка.
- Не забывайте об отдыхе для глаз: зажмурьтесь, расслабьтесь, переведите взгляд с книги, которую вы читали, на окно дома напротив (несколько раз).
- Снять излишки напряжения, улучшить внимание и память помогут следующие простые упражнения:
- Напрягите и расслабьте мимические мышцы;
- Сожмите руку в кулак и расслабьте кисть;
- Сожмите и расслабьте пальцы ног.
Комплекс лучше повторять каждые полчаса.
Как научиться сдавать экзамены.
I. Подготовка к экзаменам.
1. Следует оборудовать место для занятий. Убрать лишние вещи, удобно расположить нужные учебники, пособия, тетради, бумаги, карандаши и т.д.
2. Заранее составить план своей работы. Четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще "Немного позанимаюсь", а что именно сегодня будете изучать.
3. Определить, кто вы "сова" или "жаворонок" и в зависимости от этого максимально загрузить утренние и вечерние часы. Легче всего информация воспринимается с 7 до 12 и с 14 до 17-18 ч.
4. Готовясь к экзамену, не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник.
Для хорошего усвоения материала желательно повторить его не менее 4 раз:
1 - просмотр, общая ориентировка;
2 - выявление основных идей и взаимосвязи;
3 - повторение наиболее существенных факторов;
4 - составление плана вопроса и повторения по нему:
5. По каждому вопросу нужно знать по крайней мере его основные понятия и положения.
6. Внушить себе необходимость запоминания нужного материала. Отдых: Делать перерывы каждые 60-90 минут. Дать отдых голове, но не фильмом или чтением художественной литературой, музыкой, сном. Материал, не требующий напряженного внимания и обдумывания лучше читать перед сном, так лучше запоминается.
7. Ответы на наиболее трудные вопросы полностью, развернуто расскажите маме, другу - любому, кто захочет слушать. Очень хорошо записывать ответ на магнитофон, а потом слушать себя как бы со стороны.
Перед устным экзаменом хорошо попробовать ответы на наиболее трудные вопросы рассказать перед зеркалом, обращая внимание на позу, жесты, выражение лица.
8. Если в какой-то момент подготовки к экзаменам вам начинает казаться, что это выучить невозможно и вы никогда, не сможете запомнить всего, что требуется, нужно отделить легкие или сравнительно легкие вопросы от тех, на которые вы смотрите как на китайскую грамоту, и сосредоточиться на том, что вам надо выучит.
9. Шпаргалка - результативное средство подготовки к экзаменам.
10. При подготовке к экзаменам никогда не думайте о том, что провалитесь, а мысленно рисуете себе картинку триумфа, легкого найдешь ответа.
Мысли о возможном провале недаром называют саморазрушающими. Они не только мешают готовиться, но и позволяют вам ничего не делать, или делать все, спустя рукава.
II. Накануне экзамена.
1. Оставьте один день перед экзаменом на то, что бы вновь повторить все планы ответов, а перед устным экзаменом пересказать их кому - нибудь или самому себе перед зеркалом так, как будто отвечаете на экзамене.
2. Прежде чем рассказать билет, вспомните и запишите план ответа. Если это получилось легко, можете не рассказывать. Рассказывайте только то» в чем вы чувствуете затруднения.
3. Каждому известно: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает одной ночи. Это, однако, ерунда. Вы уже устали и не надо себя переутомлять. С вечера перестаньте готовиться. Умойтесь. Совершите прогулку. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим.
4. По дороге на экзамен не вредно просто полистать учебник.
III. На экзамене.
1. В день экзамена. используйте привычные обыденные условия:
- режим дня;
- удобная одежда;
- нормальный завтрак;
- привычная прическа;
- верная ручка (2).
2. Перед экзаменом побывайте в аудитории, где будет проходить экзамен.
3. Взяв билет - не впадайте в панику. Начинайте готовиться с того вопроса, который для вас легче.
Если вдруг обнаружилось, что вам попался вопрос, по которому вы можете сказать очень немного, начинайте записывать все, что когда-либо слышали по этому поводу: из телепередач, фильмов, разговоров.
Набросайте на листе примерную схему с интервалами. Потом вписывайте мелкие детали. Не пишите подробный текст. Составьте план своего ответа.
5. Экзаменаторам нравится уверенность, а не броская самоуверенность.
6. В первую очередь выделите самое главное, а потом конкретизируйте.
7. Не нужно бояться дополнительных вопросов. Можно сказать: "Позвольте пару минут подумать".
8. Отвечая по билету, представьте, что объясняете материал доброжелательному, способному человеку.
9. Отвечая, смотрите на экзаменатора. Не разваливайтесь, но не заковывайте себя. Нельзя суетиться, волноваться, бегать глазками. Не показывайте своих сомнений.
«Как вести себя во время экзамена»
Если экзаменатор - человек энергичный, то твой вялый, тихий ответ с большим количеством пауз может его разочаровать.
Если же экзаменатор — человек спокойный, уравновешенный, то ты рискуешь вызвать у него несознательное неудовлетворение слишком оживленной мимикой, жестикуляцией и громким голосом.
Никогда не забывай о необходимости соблюдения чувства меры Ничего лишнего!
Ты готов! Ты собран! Ты уверен в успехе!
Помни, что вера в успех - это половина успеха!
Не спеши отвечать или сдавать свою работу.
Отложи ее в сторону. Закрой глаза и сосредоточься.
Ты не чего не хочешь добавить к своему ответу?
Помни, что самые свежие мысли приходят в голову, после того, как письмо запечатано.
Если тебе больше ничего не пришло в голову, то можешь идти отвечать.
Как нужно выглядеть на экзамене.
Постарайся избежать чересчур ярких, кричащих цветовых сочетаний в одеже, слишком вызывающих деталей костюма, дабы не вызывать волну раздражения у людей, с которыми тебе предстоит вступать в контакт во время экзамена
Никогда не забывай о необходимости соблюдения чувства меры. Ничего лишнего!
А если провалился?
Запомни: сильные личности, делая ошибки, имеют мужество их признать.
Но признание ошибок не есть убеждение в собственной несостоятельности. Просто данная попытка не удалась. А каждая неудавшаяся попытка - еще один шаг к успеху. То есть робкое, неуверенное движение все же лучше, чем полная бездеятельность.
Ничего нет страшного в том, что тебе предстоит достаточно большая работа. Это будет завтра. А сегодня отдыхай. Потом же, проанализировав причины неудачи, определи пути ее преодоления.
Помни: не ошибается тот, кто ничего не делает!
Удачи!
Успехов!
Выдержки!
Самообладания!
Настойчивости!
Советы 11-классникам, собирающимся сдавать ЕГЭ по математике.
1. Не волнуйтесь: хорошо выспитесь, хорошо позавтракайте и возьмите с собой запасные ручки: любая мелочь может стоить вам нескольких баллов.
2. Совет отличникам: повторите все формулы: ЕГЭ, в отличие от традиционного экзамена, почти не оставляет времени на спокойные размышления.
3. Совет двоечникам: в оставшиеся 2 недели не учите ничего нового. Закрепите то, что понимаете.
4. Для тех, кто борется за 100 баллов: быстро решив части "А" и "Б", займитесь частью "С". В перерывах между решением задач части "С", перепроверяйте ответы в частях "А" и "Б". Случайная ошибка в простой задаче может стоить вам поступления на бюджетное место.
5. Совет двоечникам: даже не читайте условия заданий части "С". В части "А" решите те задачи, которые умеете решать. В остальных угадайте ответ. При угадывании учтите, что наиболее очевидный ответ обычно неверный.
6. Совет сильным ученикам: в черновике ни в коем случае не оформляйте полные аккуратные решения задач частей "А" и "Б" как вас учили в школе. У вас просто не хватит времени. Набросайте основные "вехи" решения, чтобы самому быть уверенным в правильности ответа.
Как помочь детям подготовиться к экзаменам
Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
- Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
- Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
- Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
- Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
- Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
- Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
- Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
- Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
- Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
- Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
- Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
- Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
- Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
- пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
- внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
- если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
- если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.
- И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий
Необходимые условия
успешного воспитания и обучения в школе
Уважаемые родители!
1.Организуйте, пожалуйста, уголок школьника, поддерживайте в нём порядок.
2.Перед началом выполнения домашнего задания выключите радио, телевизор. Не мешайте детям излишними замечаниями, громкими разговорами.
3.Не сидите с ребёнком за уроками, но ежедневно проверяйте их. Учите задания выполнять быстро, чётко, не отвлекаясь.
4.Научите ребёнка обстоятельно готовиться к завтрашнему дню:
- собрать школьные принадлежности ;
- подготовить обувь, одежду.
5.Рационально организуйте режим дня
6.К делам детей относитесь внимательно, доброжелательно, но вместе с тем, будьте требовательны к результатам его деятельности.
7. С самого начала учения вселяйте в детей веру и оптимизм: Неудачи временны. То, что не получилось сегодня, получится завтра.
10 советов родителям подростков
1. В подростковом возрасте дети начинают оценивать жизнь своих родителей
Подростки, особенно девочки, обсуждают поведение, поступки, внешний вид мам и пап, учителей, знакомых, и постоянно сравнивают. В какой-то момент результат этого сопоставления скажется на ваших отношениях с сыном или дочерью. Он может быть для вас как приятным, так и неприятным. Так что, если не хотите ударить в грязь лицом, начинайте готовиться к этой оценке как можно раньше.
2. Главное в ваших взаимоотношениях с ребенком – взаимопонимание
Чтобы его установить, вы должны проявлять инициативу и не таить обид. Не следует как идти на поводу у сиюминутных желаний ребенка, так и всегда противиться им. Но если вы не можете или не считаете нужным выполнить желание сына или дочери, нужно объяснить – почему.
И вообще, больше разговаривайте со своими детьми, рассказывайте о своей работе, обсуждайте с ними их дела, игрушечные или учебные, знайте их интересы и заботы, друзей и учителей. Дети должны чувствовать, что вы их любите, что в любой ситуации они могут рассчитывать на ваш совет и помощь, и не бояться насмешки или пренебрежения.
Поддерживайте уверенность детей в себе, в своих силах, в том, что даже при определенных недостатках (которые есть у каждого) у них есть свои неоспоримые достоинства. Стратегия родителей – сформировать у ребенка позицию уверенности: «Все зависит от меня, во мне – причина неудач или успехов. Я могу добиться многого и все изменить, если изменю себя».
В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество, терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты.
3. Удивляйте – запомнится!
Тот, кто производит неожиданное и сильное впечатление, становится интересным и авторитетным.
Что привлекает ребенка во взрослом? Сила – но не насилие. Знания – вспомните, например, извечные «почему?» у малышей. На какую их долю вы сумели понятно и полно ответить? Ум – именно в подростковом возрасте появляется возможность его оценить.
Привлекают также умения – папа умеет кататься на лыжах, чинить телевизор, водить машину, а мама рисует, готовит вкусные пирожки, рассказывает сказки… Внешний вид – его в большей мере ценят девочки.
Жизнь родителей, их привычки, взгляды оказывают гораздо большее влияние на ребенка, чем долгие нравоучительные беседы. Немаловажное значение для подростков имеют и ваши доходы. Если вы в этой области конкурентоспособны, подумайте заранее, что вы можете положить на другую чашу весов, когда ваш подросший ребенок поставит вас перед этой проблемой.
4. Вы хотите, чтобы ваш ребенок был крепким и здоровым?
Тогда научитесь сами и научите его основам знаний о своем организме, о способах сохранения и укрепления здоровья.
5. Сколько времени в неделю вы проводите со своими детьми?
Обязательно подумайте, чем будет заниматься ваш ребенок в часы, свободные от учебы и приготовления уроков. Спортивные секции (не забудьте сами пообщаться с тренером) не просто займут время, а помогут укрепить здоровье и разовьют двигательные навыки и умения. В доме детского творчества можно научиться шить, строить самолеты, писать стихи. Пусть у ребенка будет свобода выбора занятия, но он должен твердо знать: времени на безделье и скуку у него нет.
6. Берегите здоровье ребенка и свое, научитесь вместе с ним заниматься спортом, выезжать на отдых, ходить в походы
Какой восторг испытывает ребенок от обычной сосиски, зажаренной на костре, от раскрошившегося кусочка черного хлеба, который нашелся в пакете после возвращения из леса, где вы вместе собирали грибы.
А день, проведенный в гараже вместе с отцом за ремонтом автомобиля, покажется мальчишке праздником более важным, чем катание в парке на самом «крутом» аттракционе. Только не пропустите момент, пока это ребенку интересно.
То же самое касается и привычки к домашним делам. Маленькому интересно самому мыть посуду, чистить картошку, печь с мамой пирог. И это тоже возможность разговаривать, рассказывать, слушать. Пропустили этот момент – «уберегли» ребенка, чтобы не пачкал руки, все – помощника лишились навсегда.
7. Желание взрослых избежать разговоров с детьми на некоторые темы приучает их к мысли, что эти темы запретные
Уклончивая или искаженная информация вызывает у детей необоснованную тревогу. И в то же время, не надо давать детям ту информацию, о которой они не спрашивают, с которой пока не могут справиться эмоционально, которую не готовы осмыслить.
Лучший вариант – дать простые и прямые ответы на вопросы детей. Так что и самим родителям надо всесторонне развиваться – не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, чтобы быть для детей примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.
8. Не оберегайте подростков излишне от семейных проблем
Подростку необходимы положительные и отрицательные эмоции. Для успешного развития ребенка полезно изредка отказывать ему в чем-то, ограничивать его желания, тем самым подготавливая к преодолению подобных ситуаций в будущем. Именно умение справляться с неприятностями помогает подростку сформироваться как личности.
Роль взрослого человека состоит прежде всего в том, чтобы помочь ребенку стать взрослым, то есть научить его противостоять действительности, а не убегать от нее. Отгораживая ребенка от реального мира, пусть даже с самыми благими намерениями, родители лишают его возможности приобрести жизненный опыт, найти свой путь.
Никогда не лгите ребенку, даже если это продиктовано лучшими убеждениями и заботой о его спокойствии и благополучии. Дети каким-то неведомым образом чувствуют ложь в любой форме. А тому, кто обманул раз-другой, доверия ждать уже не приходится.
КАК БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ?
Великий философ Марк Аврелий, который правил Римской империей, дал ответ на этот вопрос в десяти словах «Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней». В самом деле, если мы думаем о счастье, мы чувствуем себя счастливыми, если нас посещают печальные мысли, мы грустим, если в наших мыслях присутствует страх, мы боимся, если мы думаем о болезнях, мы можем заболеть. Наше спокойствие и радость бытия зависят исключительно от нашего умонастроения.
В нашей жизни 90% хорошего и 10% ужасного. Если мы хотим быть счастливыми, то для этого нужно сосредоточиться на 10% плохого.
Счастье не зависит от материального благополучия. Наполеон достиг всего, к чему стремятся люди – славы, власти и богатства, но он сказал, находясь на острове Св.Елены: «В моей жизни никогда не было хотя бы шести счастливых дней»
Мы должны сосредоточить свое внимание на сказочных богатствах, которыми мы владеем. Вы бы продали свои два глаза за миллиард долларов? Какую сумму вы бы потребовали за свои две руки, две ноги? Вы поймете, что не отдали бы то, что имеете, за все богатства мира.
Логан Пирсалл Смит сказал: «В жизни следует ставить перед собой две цели. Первая – осуществление того, к чему вы стремитесь. Вторая – умение радоваться достигнутому. Только самые мудрые люди способны к достижению второй цели ».
Уильям Джеймс – известный специалист в области психологии. Он подскажет, как мгновенно изменить наши эмоции с отрицательных на положительные.
Простой трюк, который в самом деле помогает! Он воздействует как пластическая операция! Прежде всего улыбайтесь широко, весело и от всей души, расправьте плечи, дышите глубже и попробуйте спеть куплет из какой-нибудь веселой песенки. Не умеете петь – свистите, не можете свистеть – мурлыкайте себе под нос. Вы сразу же поймете, что имел в виду Уильям Джеймс. Ведь физически невозможно оставаться унылым и подавленным, если вы надели на себя маску счастливого человека. Вы невольно воспрянете духом.
Памятка
«Десять способов, как изменить человека,
не нанося ему обиды и не вызывая негодования»
1. Начинай с похвалы и искреннего признания достоинств человека.
2. Обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме.
3. Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.
4. Задавайте вопросы, вместо того чтобы отдавать приказы.
5. Давайте возможность человеку спасти свое лицо.
6. Хвалите человека за каждый, даже скромный, его успех и будьте при этом искренними в своем признании и щедры в похвале.
7. Создайте человеку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.
8. Пользуйтесь поощрением, сделайте так, чтобы недостаток, который вы хотите в человеке исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.
Делайте так, чтобы людям было приятно исполнять то, что вы хотите.
«Десять заповедей борца со стрессом»
Попробуй действовать десяти простым советам, позволяющим более терпимо относится к жизненным ситуациям.
1. Попробуйте в стрессовой ситуации (особенно если стрессовое воздействие достаточно продолжительно) переключится на какой – нибудь новый вид деятельности. Это должно быть нечто, целиком захватывающее вас, помогающее уйти от тяжелых переживаний.
2. С какой бы серьезной жизненной проблемой вы не столкнулись, подумайте, стоит ли она того, чтобы вступать в борьбу.
3. Признайте то, что совершенно не возможно (только патологические максималисты убеждены в противном и на этом постоянно обжигаются), однако, в каждом виде достижений есть своя вершина, к которой необходимо стремится.
4. Цените радость подлинной простоты жизненного уклада. Избегая всего нарочитого, показного и вычурного, вы заслужите расположение и любовь окружающих.
5. Ничто не обескураживает больше, чем неудача; ничто не ободняет сильнее, чем успех. Даже после сокрушительного поражения бороться с угнетающими мыслями о неудаче лучше всего с помощью воспоминании об успехе. Это необычайно действенное средство восстановления веры в себя, необходимой для будущих побед. Любой из вас наверняка может о чем-то вспомнить с радостью
6. Если вам предстоит удручающее неприятное дело, не откладывайте его на потом, вскройте нарыв, чтобы скорее устранить боль.
7. В ситуации конфликта порой следует просто отступить. Из двух спорящих, выясняющих отношения, менее поврежден стрессорным воздействиям тот, кто не пытается стоять до последнего, и особенно тот, кто защищает иронической (лучше мысленно) улыбкой. В конце концов, иногда разумнее просто уйти от встречи с человеком, который вам не приятен, которого вам заведомо не переубедить.
8. Поскольку далеко не всегда имеется возможность изменить психотравмирующую ситуацию, попробуйте изменить отношение к ней. Вспоминайте слова французкого мыслителя Монтеня:
« Человек страдает не столько от того, что происходит, сколько от того, как он оценивает происходящее»!
9. Старайтесь сами не создавать стрессовых ситуаций, не влезать в них. Максимально охраняйте тех, кто рядом с вами в семье и на работе, от излишних стрессовых воздействий. Будем добры друг к другу, именно доброта спасет мир!
10. И пожалуй, самое главное. Проникнитесь философией оптимизма!
Довольно считать себя неудачником!
Помните, человек, увы, легко свыкается со своими слабостями и недостатками. На неудачах учатся, на них настраиваются, так же, как и на успех. А если человеку твердить, что он ни на что не способен, что он бестолочь и тому подобное, он таким и станет в один далеко не прекрасный день!